Неустойчивое внимание у детей

Синдром рассеянного внимания у детей: что делать родителям

Неустойчивое внимание у детей

Что такое синдром рассеянного внимания у ребёнка: общая информация, причины появления, симптомы и признаки. Комплексное лечение, смысл медикаментозной терапии, работа психолога.

Часто родители замечают, что их ребёнок не может надолго концентрироваться на чём-то одном. Он проявляется забывчивость, повышенную двигательную активность. Обычно такое поведение присуще дошкольникам и школьникам и не несёт никакой угрозы.

Но иногда эти симптомы указывают на синдром рассеянного внимания у детей (СРВ), лечение которого нужно осуществлять своевременно. Иначе в будущем признаки синдрома могут сказаться на процессе обучения и многих жизненных аспектах человека.

Общие признаки СРВ у детей

Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.

Из ста детей пятнадцать обычно страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, но при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.

Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:

  • Только отсутствие внимания;
  • Нарушение внимания и импульсивность (часто меняется настроение, бывает раздражительным и агрессивным);
  • Дефицит внимания и гиперактивность (неусидчивость, постоянно на что-то отвлекается);
  • Смешанная разновидность — самая сложная. Поведение непредсказуемо, нарушается интеллектуальная функция.

Причины возникновения синдрома

Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать этот недуг. К сожалению, учёным пока не удалось установить точную причину, но есть несколько гипотез, указывающих на то, что детский недуг может проявляться из-за следующих факторов:

  1. Наследственная предрасположенность. Существует ген, ответственный за поведение. Некоторые его особенности могут быть причиной проявлений дефицита внимания.
  2. Травмы при рождении. Это могут быть повреждения головного мозга, затянутые роды, асфиксия (кислородное голодание).
  3. Заболевания будущей матери. Если при беременности мать чём-либо болела, то это может привести к нарушению развития плода, гипоксии и другим негативным последствиям.
  4. Вредные привычки. В период беременности мать могла курить, употреблять алкоголь или наркотические вещества.
  5. Резус-конфликт. Возникает, если у матери резус-фактор отрицательный, а у малыша — положительный.
  6. Болезни внутренних органов. В частности, головного мозга, почек, сердца.

Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И это неспроста, при дефиците внимания человек слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.

Симптомы рассеянного внимания

Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:

  • Неспособность надолго концентрировать внимание как на домашних занятиях, так и школьных;
  • Неусидчивость и небрежность;
  • Не может понять сказанных ему слов или же просто не слушает;
  • Отсутствие самоконтроля;
  • Ему сложно выполнять правила и инструкции;
  • Склонность к беспорядку, на письменном столе всегда разбросаны вещи, на полу — игрушки;
  • При выполнении чего-либо отвлекается на любые мелочи;
  • Рассеянность и частая потеря своих вещей;
  • Забывчивость, связанная с нарушением внимания;
  • Склонность к тревогам;
  • Проблемы с общением (с детьми, взрослыми, учителями);
  • Нетерпеливость и навязчивость;
  • Повышенная речевая активность, причём ребёнок не может выслушивать собеседника, перебивает его;
  • Неспособность к обучению, новая информация воспринимается не в полном объёме, сложность в письме;
  • Не может заканчивать начатое;
  • Плохое поведение, ребёнок шумит, постоянно крутится и машет руками.

Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.

Особенности диагностики СРВ

Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.

Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:

  1. Специальные опросники. Их должен заполнять не только школьник, но и родители, учителя.
  2. Наблюдение. Надо следить за поведением в условиях пребывания где-либо и в домашней обстановке.
  3. Психологическое обследование. Важно установить интеллектуальные способности и нарушения навыков.
  4. Выявление заболеваний. Возможно, ранние болезни ребёнка или его матери могли послужить причиной появления этого недуга.

Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:

  1. Постоянные симптомы нарушения не только дома, но и в школе, на прогулке, в гостях.
  2. Первые признаки родители обнаружили в дошкольном возрасте, и они не проходили в течение полугода.
  3. Расстройство внимания мешает обучаться ребёнку, он не может нормально адаптироваться в коллективе.

Методы лечения

Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.

Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.

Медикаментозный способ

Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.

Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты для ребёнка, даже если о них много хвалебных отзывов. Лекарство должен прописать только лечащий врач!

Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).

Распорядок дня

Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.

Распорядок дня нужно составить и распечатать, повесив в удобном для ребёнка месте, например, над письменным столом или кроватью. Обязательно оставляют несколько часов свободного времени, чтобы ребёнок мог позаниматься тем, что интересно именно ему.

Вот пример распорядка дня, вы можете изменить его в соотвествии со своими предпочтениями:

Время Действие
07:00 — 07:05 Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20 Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35 Завтрак
07:35 — 08:00 Сборы в школу
08:00 — 08:30 Дорога в школу
08:30 — 13:05 Уроки
13:05 — 13:30 Дорога домой
13:30 — 13:40 Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00 Обед
14:00 — 16:00 Свободное время, секции
16:00 — 18:00 Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30 Ужин
18:30 — 20:00 Свободное время
20:00 — 21:00 Подготовка ко сну
21:00 — 07:00 Ночной сон

Если нарушение внимания и чрезмерная активность мешает обучаться в обычной школе и нормально общаться со своими сверстниками, то возможно имеет смысл перевести его в учреждение, где учатся по адаптированной программе, или же перейти на домашнее обучение. Для принятия такого решения нужно проконсультироваться с разными специалистами, чтобы услышать несколько мнений.

Занятия с психологом

Этим этапом пренебрегать не стоит — он обязателен. Психолог поможет избавиться от излишней эмоциональности, импульсивности. Ребёнок станет более спокойным, будет лучше себя вести, сможет лучше адаптироваться в той или иной ситуации, будет стараться концентрироваться на занятиях.

Обычно занятия с детьми проводят в игровой форме. Психолог моделирует определённые ситуации и внимательно следит за поведением ребёнка. При необходимости даёт советы, как можно поступить в конкретной ситуации.

Ещё психологи используют разнообразные расслабляющие методики, которые помогут ребёнку избавиться от скопившегося напряжения. Поэтому психологические тренинги очень важны при расстройстве внимания.

Родительский контроль

Родители должны принимать активное участие в лечебном процессе. Малышу с расстройством внимания требуется особое воспитание, и в первую очередь, надо дать своему чаду больше самостоятельности.

Малыш должен выполнять определённые домашние обязанности. Конечно, они не должны быть очень сложными, их подбирают в зависимости от возраста и физической подготовки ребёнка. Нужно давать такие задания, с которым ему по плечу справиться, например, помыть посуду, протереть пыль или убрать за собой игрушки.

В первое время у ребёнка не всё может получаться, активно помогать ему не стоит. Он должен научиться проявлять настойчивость, пытаясь справляться с заданиями самостоятельно. Не стоит забывать про поощрения, нужно хвалить малыша за успешное выполнение того или иного задания.

Можно прибегнуть к занятиям спортом, отдав ребёнка в какую-нибудь секцию или занимаясь с ним самостоятельно. Спорт помогает растрачивать избыточную энергию с пользой для здоровья, кроме того, приучает к самоорганизации и дисциплине.

Профилактика проблемы во время беременности

О здоровье ребёнка нужно начинать задумываться ещё до его зачатия. Будущая мама должна отказаться от вредных привычек при их наличии, тщательно следить за своим здоровьем. Осложнённое течение беременности или тяжёлые роды часто являются причиной развития синдрома. После родов нужно защищать малыша от инфекционных заболеваний, возможных травм и других негативных воздействий.

Развивающие занятия требуются даже грудничкам. Крохе можно показывать яркие предметы, рассказывать об их назначении. Конечно, малыш не будет понимать сказанного, но он будет концентрировать внимание на ярких цветах и знакомом голосе. Чуть позже в ход надо пускать развивающие игрушки, подходящие по возрасту.

С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.

Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/psikhika/srv/

Нарушение внимания у детей с гиперактивностью

Неустойчивое внимание у детей

Наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста представляют собой минимальные мозговые дисфункции (ММД).

В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии.

По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.

Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия, как нарушение развития устной речи.

Наиболее распространенным вариантом ММД является синдром неустойчивости внимания с гиперактивностью (СНВГ). Конечно, не следует любого возбужденного ребенка, энергия которого бьет через край, относить к категории детей с различными нарушениями или заболеваниями нервной системы.

Если дети порою упрямятся или не слушаются – это нормально. Соответствуют норме и случаи, когда ребенок иногда “разгуливается” в постели, хотя пора спать, просыпается ни свет, ни заря, капризничает или балуется в магазине.

Однако, если данное состояние не возможно устранить самостоятельно, ребенок излишне возбудим, импульсивен и т.д., вам необходимо обратиться за помощью к специалистам.

СНВГ встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Данный синдром встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Как проявляется синдром неустойчивости внимания с гиперактивностью СНВГ

Первые проявления СНВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным действиям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.

); отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют);могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позже остальных), а также в речевом – они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство).

При наблюдении за такими детьми врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии (малыши позже начинают изъясняться фразами); у них детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), более позднее овладение сложными движениями (прыжками и др.).

Трехлетний возраст, и при нормальном развитии, является для ребенка особенным: c одной стороны, в этот период активно развивается внимание и память, а с другой, – наблюдается первый кризис развития. Основные проблемы этого периода – негативизм, упрямство и строптивость.

Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое “Я”.

Поэтому зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка с СНВГ в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу, а когда малыш идет в детский сад, и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить задание, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти “неожиданные” проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.
Дальнейшее развитие проявлений СНВГ происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет) в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости, они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы в обучении. Следует иметь в виду, что ребенок с СНВГ не вполне предвидит последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам в подростковом возрасте, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Диагностика синдрома неустойчивости внимания с гиперактивностью СНВГ

Прежде всего, родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это ни произошло, должны обратиться к врачу-неврологу или психиатру и провести обследование ребенка, т.к.

иногда под маской СНВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания.

Выделяют три варианта течения СНВГ в зависимости от преобладающих признаков: – гиперактивность без дефицита внимания; – дефицит внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек: они достаточно спокойные, тихие, “витают в облаках”); – дефицит внимания с гиперактивностью;

Кроме того, выделяют простую и осложненную формы. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна.

Дефицит внимания может быть как первичным, так и вторичным, то есть возникать в результате других заболеваний (как последствие родовой травмы и инфекционных поражений ЦНС, например, после перенесенного гриппа) и т.п..
Особенности поведения:
Ребенок живой, подвижный, активный – что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере, компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультами телевизора и “видика” . Врачи на задержку развития не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, бьющей через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гнева. А сколько детей начинают “разгуливаться” в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход энергии, вовсе не считается признаком гиперактивности. Быть может, это временно; или просто так сложилась ситуация.

Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете.

И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться.

У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых (этих можно уговорить, наказать, в конце концов, а гиперактивных – бесполезно).

Особенности в поведении появляются до 8 лет; обнаруживаются везде (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.); не обусловлены какими-либо психическими заболеваниями; вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.

Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями: это невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Невнимательность
:

– ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду); – не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих; – не доводит выполняемую работу до конца, кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы и придерживаться их; – испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности; – избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения; – часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе – ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте; – легко отвлекается на посторонние стимулы; – постоянно все забывает.

Гиперактивность

– ребенок суетлив, беспокоен, беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается; – не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.; – двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно; – не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным; – часто бывает болтливым.

Импульсивность:

– ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы; – с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки. – обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим;

– проявляет нетерпение, требует немедленного удовлетворения своих желаний;

Причины возникновения синдрома неустойчивости внимания с гиперактивностью СНВГ

В происхождении СНВГ важную роль играют генетические механизмы. В семьях детей с СНВГ нередко имеются близкие родственники, имевшие в детстве аналогичные нарушения. В подобных случаях риск развития СНВГ составляет примерно 30%.

Примерно в 60-70% случаев ведущую роль в возникновении СНВГ играют неблагоприятные факторы в течении беременности и родов: внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода; угроза прерывания беременности; курение и нерациональное питание матери во время беременности; стрессы во время беременности; недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г); преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.

Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома.

Принципы лечения и коррекции синдрома неустойчивости внимания с гиперактивностью СНВГ

Лечение СНВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию.

В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться у врача и психолога, а также ощущать поддержку родителей, их веру в положительный исход лечения.

Эта поддержка закрепляет навыки, которые появляются у ребенка в процессе лечения. Необходимо помнить, что лекарственные препараты надо принимать строго по назначению врача

Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказаниям, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с СНВГ четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности. Они должны следить за соблюдением ребенком режима дня (четко регулировать время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять малышу возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Для коррекции поведения можно использовать, обсудив это с малышом, систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение; а также расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила. Следует также не переутомлять малыша при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. Необходимо исключить или ограничить участие легко возбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Также важен выбор партнеров для игр – желательно, чтобы они были уравновешенными и спокойными. Наказания должны следовать за провинностями быстро, незамедлительно, т.е. быть максимально приближенными по времени к неправильному поведению. Если ребенок действительно болен, то ругать его за непослушание не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно только критиковать, то есть давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную – его поступкам. (Например, сказать: “Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно, надо вести себя так…”). Ни в коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими детьми (“Леша хороший, а ты плохой”). Рекомендуется сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо помнить, что завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкой утомляемости ребенка и появлению отвращения к учебе. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения – минимальное количество детей в группе, классе, меньшая продолжительность занятий и пр.

Часть гиперактивных детей “перерастают” свое заболевание, то есть у них в подростковом возрасте исчезают симптомы заболевания. Но у 30-70% детей проявления СНВГ переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно, если не заниматься их лечением).

Литература

  1. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: практическое руководство для врачей, психологов и педагогов. – 2-ое изд.
  2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.
  3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей.

Психолог ГДППНД В.Ю. Губкин

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/osobye-deti/14-giperaktivnye-deti-/25-narushenie-vnimaniya-u-detej-s-giperaktivnostyu

Как помочь ребенку с неустойчивым вниманием

Неустойчивое внимание у детей

Трудности концентрации, неустойчивости внимания чаще всего сочетаются с импульсивностью и гиперактивностью.

Это сочетание и связанные с ним нарушения поведения – совсем не редкая причина не только недовольства учителей и воспитателей, но и серьезных школьных проблем, возникающих у детей с первых дней обучения.

Такое сочетание и дает общее, не очень четкое определение – «нарушение поведения». Когда речь идет о нарушениях письма и чтения, то чаще всего дается такая характеристика: «ошибки по невнимательности», «невнимательное чтение».

Главный вопрос, на который хотели бы получить ответ и педагоги, и родители «непослушных», «непоседливых» детей, – «не хочет» или «не может» ребенок вести себя так, как требуют взрослые? К сожалению, большинство родителей и педагогов считают, что ребенок должен «быть послушным».

Причем «послушание» (которое понимается как беспрекословное подчинение требованиям взрослых) – самое важное в поведении ребенка. Тихий, малоактивный ребенок не мешает и, как правило, не вызывает тревоги, несмотря на то, что у него может быть немало проблем. А вот шумный, беспокойный, много говорящий – утомителен и вызывает беспокойство.

Особенно сложно этим детям в коллективе, при четко организованном режиме, в системе достаточно жестких требований. Почти непреодолимые трудности возникают, когда такой ребенок начинает заниматься в группе по подготовке к школе или учиться в школе.

Ребенок НЕ НЕ ХОЧЕТ, а НЕ МОЖЕТ изменить свое поведение по желанию взрослых, и поэтому необходимы специальная тактика работы, подход к такому ребенку, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами.

Нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность не очень значимы в дошкольном возрасте, пока дети систематически не занимаются, но с началом занятий в школе нарушения внимания сразу же проявляются.

Нарушение концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения.

Особенно сложен для них начальный этап обучения, требующий повышенного внимания к технике письма, постоянного контроля правильности написания букв, внимания к звуко-буквенному анализу.

Высокая отвлекаемость, трудности концентрации внимания нарушают этот процесс. Ребенок «схватывает» и запоминает только часть инструкции (задания) и при этом стремится все выполнить быстро.

Вследствие быстрого истощения у детей резко ухудшается почерк в процессе выполнения заданий. Не менее сложен и процесс обучения чтению.

Им трудно сосредоточиться, поэтому они теряют слова, теряют строку, а быстрое истощение может настолько «разрушить» внимание, что чтение становится просто невозможным.

Важно отметить: чем больше ребенок нервничает, боится ошибок, плохих тем хуже результат. Страх неудачи ещё больше снижает возможности ребенка контролировать свои действия.

Итак, ребенок не может сохранить внимание на несколько минут, однако во время любимых занятий и игр, с которыми ему удается успешно справляться, он удерживает внимание и занимается любимым делом достаточно длительное время.

Почему? Да потому что деятельность по силам позволяет почувствовать успех, удовольствие. Удовольствие, удовлетворение являются важным фактором организации психической деятельности ребенка, оказывают на неё стимулирующее влияние.

Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание.

Важно отметить, что большинство детей с неустойчивым вниманием имеют хорошие интеллектуальные способности, но во время занятий и уроков им сложно справиться с заданиями не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации деятельности.

Как помочь ребенку с неустойчивым вниманием?

1. Необходимо научиться общаться с непоседой: это и поможет воспитателям при выполнении домашних заданий. Рассмотрим некоторые рекомендации:

  • Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость. Выражения типа «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел» повторяемые несколько раз в день бессмысленны. Ребенок просто перестает из слышать.
  • Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»).

2. Постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.

  • Посадите ребенка за первую парту, чтобы он был на виду, и у него было меньше причин отвлекаться.
  • Научите ребенка обращаться за помощью. Часто дети не знают, как это сделать, и стесняются обращаться.
  • Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция ясной и однозначной: ребенок не поймет сложных заданий и длинных предложений. Убедитесь, что в задании понятно каждое слово. И не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребенок слушает вас.
  • Чтобы обратить на себя внимание ребенка, используйте систему жестов, мимику, дополнительные средства (например, положите свою руку на руку ребенка). Внимание можно привлечь и словами, постукиванием карандаша. Важно, чтобы это был один и тот же знак, чтобы он был приятен маленькому ученику и не вызывал у него раздражения.
  • В ходе работы можно использовать систему четких и коротких указаний «Слушай», «Запомни», «Не торопись», «Подумай». Тон – доброжелательный, мягкий. Старайтесь избегать слов: «Неправильно», «Не так», «Не стараешься»; целесообразнее говорить «Давай внимательно посмотрим», «Попробуем сделать ещё раз», «Уже лучше, я знаю, у тебя все получится» и т.п.
  • Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.
  • Если задание большое, разделите его на части и к каждой из них дайте новую инструкцию. Начинать объяснение нужно только после того, как выполнена предыдущая часть задания.
  • Если что-то из работы необходимо отложить до завтра, стоит записать это задание.
  • Всем детям необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения задания – это придает им уверенность и стимулирует продолжение работы.

Есть ещё один способ индивидуальной работы с детьми с неустойчивым вниманием, особенно эффективный при обучении письму. Он состоит в определенной последовательности действий, которые выполняют взрослый и ребенок:

  1. Взрослый объясняет задание. Инструкция краткая и четкая.

  2. Ребенок повторяет задание. Важно, чтобы он точно повторил все условия.

  3. Взрослый объясняет, как нужно выполнить задание (с чего начать, что делать дальше, как закончить и т.п.), соблюдая условия понятности и доступности объяснения.

  4. Взрослый ещё раз повторяет последовательность выполнения задания и показывает, как это делать.

  5. Ребенок повторяет последовательность выполнения задания (если есть ошибки, повторить п.4).

  6. Ребенок диктует взрослому последовательность выполнения задания, а взрослый выполняет задание. Ребенок контролирует ход выполнения задания.

  7. Ребенок самостоятельно выполняет задание и оценивает его (если в этом случае есть ошибки, можно предложить аналогичное задание и выполнить его в той же последовательности).

То есть, ребенку с дефицитом внимания помогает внешнее опосредование деятельности, или речевая инструкция, которая сопровождает его деятельность. Необходимо просить ребенка проговаривать алгоритм своих действий.

Наблюдая за ребенком, вы отмечаете, что во время самостоятельных занятий он отвлекается и не реагирует на ваши замечания, то используйте тактику привлечения внимания:

  • Контакт «глаза в глаза»;
  • Прикосновение (поглаживание);
  • Создание условий, способствующих спокойной обстановке (снять внешние раздражители);
  • Соблюдайте продолжительность непрерывного выполнения заданий – не больше 3-5 минут – и общую продолжительность занятия – 20 минут.
  • Не торопите ребенка, пусть работает медленно. Постарайтесь каждый раз найти за что его похвалить. При неудаче повторяйте задания, давайте аналогичные;
  • Никогда не начинайте с трудных заданий. Очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка похвалой, так как уверенность в правильности выполнения помогает ему.

Источник: https://infourok.ru/kak-pomoch-rebenku-s-neustoychivim-vnimaniem-2783278.html

От простого к сложному: 8 способов развития внимания у ребенка

Неустойчивое внимание у детей
От простого к сложному: 8 способов развития внимания у ребенка Как развивать и тренировать внимание малыша-дошкольника, чтобы он умел концентрироваться на предмете, не отвлекаясь на посторонние факторы? Предлагаем несколько способов. обсудить в сообществе ДЦП

Внимание – одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможно достичь успехов в игре, учебе и спорте. Поэтому так важно развивать внимание с раннего возраста.

Энциклопедическая справка Внимание отличают внешние и внутренние проявления. Признаки внешних проявлений: напряженная поза и сосредоточенный взгляд. Признаки внутренних проявлений

внимания: учащение сердцебиения и дыхания, выделение адреналина в крови.

7 граней внимания

Внимание обладает рядом свойств:

  • объемом;
  • устойчивостью;
  • концентрацией;
  • избирательностью;
  • распределением
  • переключаемостью;
  • произвольностью.

Последствия нарушения свойств внимания

Важно знать, что нарушение даже одного из свойств внимания может привести к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. При малом объеме внимания возникнет невозможность концентрироваться сразу на нескольких предметах.

Неустойчивое внимание и слабая концентрация скажутся на быстром отвлечении и ослаблении интереса. При недостаточной избирательности не получится концентрироваться на каком-либо отдельном элементе материала, необходимом для решения вопроса.

Неумение переключать внимание усложнит процесс обучения, так как ребенку будет непросто направлять мысли в новое направление. Слабо развитая способность распределения внимания скажется на неумении качественно выполнять несколько дел одновременно.

А вот при недостаточной произвольности внимания усложнится способность сосредоточиться  на чем-либо другом по просьбе другого человека.

Дети 5,5–6,5 лет примерно в 4 раза дольше могут заниматься малоинтересным для них делом и почти в 5 раз реже отвлекаются на посторонние объекты по сравнению с детьми 2,5–3,5 лет. Младшие дошкольники могут играть в одну и ту же

игру 30–50 минут, а к 5–6 годам длительность игры возрастает до 2 часов.

8 способов развития внимания

Способ развития внимания № 1: проявление эмоций
Дети дошкольного возраста не могут долго концентрировать свое внимание на одной задаче. Известно, что чаще всего они отвлекаются на дело более эмоционально привлекательное. Поэтому во время развивающих игр или занятий взрослым необходимо не прятать эмоции и не превращать занятия в сухой и скучный урок.

Способ развития внимания № 2: подробный и понятный инструктаж
Независимо от того, предстоит ребенку игра или учебное занятие, взрослый должен подробно объяснить малышу, что ему требуется делать. Пошаговая инструкция поможет лучше понять задачу.

Способ развития внимания № 3: способность запоминать инструкцию
Ребенка важно научить удерживать инструкцию в памяти на протяжении всего занятия. Для проверки взрослым рекомендуется просить малыша комментировать свои действия, помогать другим участникам игры, а также повторять инструкции, полученные перед игрой или занятием.

Способ развития внимания № 4: приобретение навыков самоконтроля
Повторяя инструкцию во время игры, дети не только освежают ее в памяти, но и учатся анализировать свои действия. При этом многие самостоятельно находят допущенные ошибки и исправляют их.

Способ развития внимания № 5: задания, немного превосходящие потенциал ребенка
Чтобы ребенок учился удерживать свое внимание, развивающие занятия могут слегка превосходить его потенциал.

Для этого можно периодически усложнять задачу, но при этом не ругать непоседу, если он начал отвлекаться.

Правильнее говорить не «Не крутись», «Не отвлекайся», «Не смотри по сторонам», а, к примеру, «Допиши еще строчку, и пойдем играть».

Способ развития внимания № 6: выбор правильного момента для занятий
Дети сложно переключают свое внимание с одной задачи на другую, если были всецело погружены в первую, а их прервали. Поэтому стоит дождаться, пока интерес ребенка к предыдущему процессу не будет исчерпан.

Способ развития внимания № 7: создание комфортных условий для занятий
Чтобы ребенок не отвлекался во время занятий, в комнате должен быть минимум потенциальных отвлекающих факторов. Поэтому правильнее разделить помещение на игровую зону и учебную.

Способ развития внимания № 8: использование непроизвольного внимания
Если ребенок внезапно отвлекается от учебного процесса, возвращать его внимание надо не в приказной форме, а нестандартным методом. В зависимости от детского возраста это может быть почтальон с важным письмом о продолжении игры или занятия, звон колокольчика или хлопок в ладоши. 

В дошкольном возрасте у ребенка формируется произвольное внимание, предполагающее тщательное выполнение интересных и неинтересных заданий. Уровень развития произвольного внимания во многом определяет

успешность обучения ребенка в школе.

Развитие внимания: от простого к сложному

В дошкольном возрасте детей проще учить новому в игровой форме: запоминать буквы и цифры, читать и писать. Поэтому даже в самом скучном, на первом взгляд, процессе взрослым необходимо найти «изюминку», чтобы ребенку было интересно приниматься за дело и, что самое главное, не испытывать желания отвлекаться на посторонние факторы.

Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, профессор, клинический психолог: «В первые месяцы жизни у ребенка отмечается только непроизвольное внимание: начиная с 3 месяца он все больше интересуется внешними объектами, наиболее близкими к нему, а в 5–6 месяцев он уже может длительно рассматривать предмет, ощупывать его, брать в рот.

Зачатки произвольного внимания обычно проявляются к концу 1 года жизни малыша, в 2–3 года ребенок рассматривает картинки всего 6–8 секунд, а к 6 годам все больше проявляется произвольный характер внимания  – в этом возрасте дошкольник обычно сосредотачивает свое внимание на объекте от 12 до 20 секунд.

Общение и прогулки с родителями, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование предметами, рассматривание картинок с заданной целью – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы, внимание, память».

5 причин устойчивости детского внимания:

  • общее состояние организма;
  • эмоциональное состояние ребенка;
  • тип нервной деятельности;
  • наличия интереса к деятельности;
  • условия, созданные для занятий.

Эксперт: Галина Филиппова, врач-терапевт, кандидат медицинских наук
Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Источник: https://www.medweb.ru/articles/8-sposobov-razvitiya-vnimaniya-u-rebenka

Область Медика
Добавить комментарий